Разработка метапредметных учебных занятий на уроках информатики

Важнейшей задачей системы образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является развитие основ умения учиться, то есть формирование метапредметных результатов.

«Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»». Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.

Для достижения метапредметных результатов необходимо сформировать у обучающихся универсальные учебные действия (УУД) -  возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.

В структуру УУД входят личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Для формированияличностных УУД, эффективно предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

¾   Создание условий для самореализации и творческой деятельности. Однако, из-за определённых ограничений, накладываемых режимом исправительных учреждений, а также недостатка материально-технической базы, некоторые практические задания не могут быть выполнены. Тем не менее, существует множество способов увлечь обучающихся и включить их в активный учебно-познавательный процесс, путём разработки метапредметных учебных занятий. Это может быть подготовка стенгазеты при изучении текстового и графического редакторов. Создание радиогазеты, написание и запись музыки, монтаж фильмов, в том числе и анимационных при изучении звукового и видео редакторов. Создание собственного сайта при рассмотрении темы «Коммуникационные технологии». Всё это способствует получению признания в некоторой области, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

¾   Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является средством самопознания, например: компьютерное тестирование, тренажеры.

¾   Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например работа с мультимедийными библиотеками, виртуальными компьютерными музеями с целью получения новых знаний.

Формирование регулятивных УУД на занятиях информатики обеспечивает организацию обучающимися своей же учебной деятельности. Например, данные УУД могут быть успешно сформированы в процессе разработки учебных проектов, а также алгоритмов решения задач с использованием компьютера:

¾   анализа реальной ситуации и определения целей деятельности;

¾   организации деятельности, направленной на реализацию этой цели;

¾   анализа и коррекции результатов этой деятельности.

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности входит в состав познавательных УУД, например планирование собственной деятельности по разработке компьютерной программы, владение технологией решения задач с помощью компьютера, постановка компьютерного эксперимента. Примером метапредметных учебных занятий могут быть практические работы, связанные с технологией решения математических задач с помощью компьютера. Задания по написанию программ нахождения геометрических характеристик (периметра, площади фигур, длины, расстояния и т. д.), решению алгебраических задач (расчет по формулам, исследования функций). Инструментами здесь могут быть как среды программирования, так и табличный процессор. Эти работы интересны обучающимся, а также имеют метапредметный  характер, так как связан с другими дисциплинами. При изучении темы «Моделирование и формализация» обучающиеся могут поставить компьютерный эксперимент из разных предметных областей (физика, химимя, биология), используя интерактивные компьютерные модели.

Также в рамках формирования познавательных УУД учащиеся овладевают навыками использования измерительной техники, специальных приборов. Ярким примером метапредметного занятия может быть практикум по изучению архитектуры компьютера. Рассматривая тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», обучающиеся изучают, сравнивают технические характеристики современной компьютерной техники, что в дальнейшем поможет им не растеряться в их широком многообразии. Эти виды работ актуальны и интересны обучающимся нашей образовательной организации.

Неотъемлемым компонентом познавательных УУД является то, что обучающиеся работают со справочной литературой, инструкциями, анализируют и тем самым получают новые знания и применяют их на практике при решении нужной задачи.

Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - представление информации в виде схем, таблиц, построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций также может быть примером метапредметного занятия для формирования познавательных УУД. Инструментами для реализации этих метапредметных занятий могут быть текстовый редактор, табличный процессор, программы для создания презентаций, графический редактор и т. д. Этот вид работ может быть использован не только на уроках информатики, он характерен для любого школьного предмета. Умение оформить результаты своей деятельности также может пригодиться при устройстве на работу и нормальному функционирования в условиях современной жизни.

Развитие коммуникативных УУД может происходить в процессе выполнения метапредметных занятий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

¾   Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.

¾   Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды разных операционных систем. Это поможет обучающимся ориентироваться в быстро меняющихся условиях IT сферы.

¾   Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста. Данные умения можно развить в процессе выполнения практических работ в среде текстового редактора (создание текстовых документов по шаблону), программы создания презентации (правила подачи информации в презентации). Особое внимание здесь стоит уделить правовым отношениям, сетевому этикету в Интернете.

¾   Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.

¾   Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

         Совокупность формируемых действий, на занятиях информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний обучающихся. Таким образом, применение метапредметных учебных занятий на уроках информатики играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий.

Популярные сообщения из этого блога

Использование сервисов Яндекс в педагогической деятельности

Сдвиг числа влево или вправо на один двоичный разряд

Задача №8 (Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию)